Сахарный диабет, как недостаток 2,3-ДФГ?

Просьба не давать ссылок на сайты. Хотелось бы, чтобы помещалась какая-то информация с комментариями или вопросами наших форумчан

Модераторы: сергей., Евгений Вериго

Ответить
Евгений Вериго
доктор
Сообщения: 1340
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 17:03
Откуда: Киевская область
Контактная информация:

Сахарный диабет, как недостаток 2,3-ДФГ?

Сообщение Евгений Вериго »

Перекисное окисление липидов, антиоксидантная защита и содержание 2, 3-дифосфоглицерата у детей, больных сахарным диабетом 1 типа: http://cyberleninka.ru/article/n/pereki ... tom-1-tipa

Р.А. Киреев, Н.А. Курмачёва, В.В. Игнатов

--------------------------------------------------------------------------------
Кафедра биохимии и биофизики
(зав.- канд. биол. наук Г.В. Мельников)
Саратовского государственного университета,
Саратовский областной детский и подростковый

Перекисное окисление липидов (ПОЛ) является метаболическим процессом, представленным практически во всех органах и тканях млекопитающих. Через стадию перекисных производных полиненасыщенных жирных кислот осуществляется синтез простагландинов. Образование гидроперекиси холестерина является одним из звеньев синтеза некоторых стероидных гормонов. С помощью микросомальной системы ПОЛ происходит регуляция активности мембраносвязанных ферментов эндоплазматического ретикулума и, вероятно, осуществляется альтернативный путь окисления ненасыщенных жирных кислот.

Активные формы кислорода, образуемые в процессе ПОЛ, обеспечивают цитотаксическое действие фагоцитов, являются механизмом регуляции процесса деления клеток, обеспечивают модуляцию апоптоза, ротацию липидного и белкового компонентов биомембран (то есть – свободные радикалы – наши друзья. – Е.В.).

Действие внешних прооксидантов (радиация, УФ-свет, гипероксия) и активация эндогенных механизмов генерации активированных кислородных метаболитов (О2-, Н2О2, ОНЈ, RO2) приводят к напряжению механизмов антиоксидантной защиты (АОЗ) и развитию окислительного стресса (точнее сказать – микростресса, физиологического ПОВРЕЖДЕНИЯ, с которого начинается перестройка на совершенно новом уровне выживаемости - Е.В.), который может проявляться на клеточном, тканевом и организменном уровнях. Возникновение окислительного стресса - важный фактор развития воспалительных процессов, сердечно-сосудистых заболеваний.

Немаловажную роль в патогенезе сахарного диабета (СД) и диабетических ангиопатий отводят свободнорадикальному окислению, в том числе ПОЛ. Усиление процессов ПОЛ при СД способствует нарушению проницаемости мембран (мембраны – липопротеидные комплексы. Состоят из жиров и белков. И изменения жиров – обязательно "тянут" за собой изменения и белков. А это уже – изменение ГЕНОВ (то есть – белков в чистом виде), как механизма длительной адаптации к каким-то неблагоприятным условиям внешней и внутренней среды, направленные на повышение устойчивости к этим повреждающим факторам – Е.В.), пространственной ориентации и каталитической активности ферментных (то есть – белковых – Е.В.) ансамблей, подавлению синтеза проинсулина, а также гибели клеток.

Значение процессов ПОЛ при повреждении эритроцитарных мембран станет понятным, если учесть, что эритроциты содержат мощный катализатор перекисного окисления - гемоглобин, а в омывающей их плазме имеются транспортируемое негемовое железо и липиды, содержащие перекиси. Система антиоксидантов, тормозящих перекисное окисление, а также сывороточный альбумин, связывающий перекиси липидов, в норме успешно справляются с "перекисной опасностью", но нарушение какого-либо звена в этих защитных системах ведёт к повреждению мембран красных кровяных клеток.

Целью данного исследования явилось изучение процессов ПОЛ и АОЗ, а также оценка содержания 2,3-дифосфоглицерата в мембранах эритроцитов и сыворотке крови детей с СД 1 типа.

Объём и методы исследования

Обследовано 156 детей с СД 1 типа. Больные разделены на 3 группы в зависимости от длительности заболевания и наличия сосудистых осложнений:

1-я группа - 35 детей с впервые выявленным СД (средняя длительность заболевания 4 ± 0,37 мес);
2-я группа - 76 детей с длительностью заболевания в среднем 3 ± 1,7 года;
3-я группа - 45 детей со средней длительностью заболевания 7±2,5 лет.

Больные 1-й группы находились в состоянии субкомпенсации, средний уровень HbA1c у них был равен 7,76±0,6%; сохранялась остаточная секреция С-пептида (278,6±23,7 пкмоль/л при норме 298-1324 пкмоль/л).

Дети 2-й группы не имели клинических признаков декомпенсации диабета, однако средний уровень HbA1c у них был равен 8,91 ± 0,7 %, что отражало состояние метаболической декомпенсации. У 64,8% детей 2-й группы не выявлено сосудистых осложнений, у 35,2% больных имелись начальные стадии диабетической микроангиопатии.

Дети 3-й группы характеризовались наиболее неудовлетворительными показателями углеводного обмена, средний уровень HbA1c у них составил 10,1 ± 0,9%; на момент обследования не было проявлений острых осложнений диабета, однако у 92,7% больных имелись "поздние" диабетические осложнения (ретинопатия, нефропатия, полинейропатия, хайропатия в различных сочетаниях), у 43,8% пациентов выявлены жировая инфильтрация печени или жировой гепатоз, у 27,4% отмечалась задержка роста, у 16,2% детей был диагностирован синдром Мориака.

В качестве контрольной группы обследовано 25 практически здоровых детей с нормальной толерантностью к глюкозе и отсутствием наследственной предрасположенности к СД. Кровь для исследования брали из локтевой вены натощак. При необходимости добавляли гепарин, центрифугировали при 3000 об/мин, отбирали сыворотку. Эритроциты трижды отмывали физиологическим раствором, центрифугируя при 1500 об/мин.

Интенсивность ПОЛ определяли по концентрации диеновых коньюгатов (ДК), малонового диальдегида (МДА) [12]. О состоянии АОЗ судили по активности каталазы в эритроцитах [9] , содержанию церулоплазмина ( ЦП) [7] и -токоферола [16] в сыворотке крови. О процессе "старения" эритроцитов судили по пероксидазной активности метгемоглобина [13], показателем гипоксических состояний служил уровень 2,3- дифосфоглицерата (2,3-ДФГ) (вы видите – 2,3-ДФГ для ВСЕХ исследователей является всего лишь ПОКАЗАТЕЛЕМ ГИПОКСИИ. То есть – констатируется факт, что чем больше 2,3-ДФГ в эритроцитах, тем более выраженная гипоксия. А вот объяснить ФАКТ – почему же именно 2,3-ДФГ повышается при гипоксии, из какого высшего механизма целесообразности КЕМ-ТО запускается этот приспособительный механизм – ВСЕ учёные скромно умалчивают. – Е.В.).

Уровень HbA1c и С- пептида определяли в лаборатории клинической биохимии.
Статистическую обработку осуществляли на компьютере с помощью программы Med-Stat. Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

У детей с СД 1 типа установлено увеличение интенсивности процессов ПОЛ и снижение АОЗ, нарушение кислородтранспортной функции эритроцитов. У больных всех групп происходило накопление первичных и вторичных продуктов липидной пероксидации, увеличение интенсивности хемилюминесценции в эритроцитах и сыворотке крови (см. таблицу).

Как видно из таблицы, у детей 1-й группы выявлено нарастание содержания ДК в 3,6 раза, МДА - в 2,9 раза по сравнению с контролем. Во 2-й и 3-й группах мы также отмечали увеличение уровня ДК и МДА по сравнению с контрольными значениями, причем у больных 3-й группы с продолжительностью заболевания от 7 до 12 лет и наличием поздних диабетических осложнений содержание продуктов ПОЛ было наиболее высоким (вот ведь как доктора "закручивают" – "ВЕТЕР ДУЕТ ПОТОМУ ЧТО ДЕРЕВЬЯ КАЧАЮТСЯ" – оказывается, что чем больше содержание продуктов ПОЛ – свободных радикалов – тем больше осложнений, тем более тяжело болен человек. А ведь акценты смещены совершенно в другую сторону. Надо говорить, что чем меньше 2,3-ДФГ, тем меньше энергии. Чем меньше энергии (по профессору Тимочко М.Ф.), тем меньше вовлекается свободных радикалов в какие-то биохимические реакции – и они накапливаются - тем меньше вырабатывается ЭНДОГЕННОГО КИСЛОРОДА. – Е.В.).

С увеличением продолжительности заболевания происходило нарастание интенсивности хемилюминесценции как в мембранах эритроцитов, так и в сыворотке крови. Несмотря на то, что во всех группах мы отмечали достоверное увеличение продуктов ПОЛ по сравнению с контролем, у детей 2-й группы с продолжительностью заболевания от 2 до 5 лет установлено снижение ДК по сравнению с 1-й группой в 1,2 раза, а в сравнении с 3-й группой - в 1,3 раза.

Уровень высокотоксичного МДА во 2-й группе был ниже по сравнению с 1-й группой в 1,3 раза и в 1,8 раза по сравнению с 3-й группой. Интересно отметить, что показатели хемилюминесценции в мембранах эритроцитов во 2-й группе не снижались по сравнению с уровнем продуктов ПОЛ, продолжали нарастать с увеличением продолжительности заболевания.

По-видимому, у детей с СД при длительности заболевания от 2 до 5 лет происходит включение механизмов, способствующих обрыву цепных реакций ПОЛ до молекулярных продуктов и предотвращению накопления ДК и МДА. Интенсивность хемилюминесценции и высокое содержание ДК и МДА у больных 1-й и 3-й групп свидетельствуют о быстром образовании и накоплении высоко реакционных радикалов (OH,RO), обладающих способностью вступать в реакцию цепного окисления липидов мембранных структур и способствующих накоплению продуктов пероксидации.

На фоне интенсификации процессов ПОЛ у больных всех групп установлено снижение активности АОЗ. Как видно из рис.1, отмечалось снижение уровня ЦП, обладающего способностью перехватывать супероксидный радикал и тормозить аутоокисление липидов. По сравнению с контрольными значениями у больных 1-й группы уровень ЦП был ниже в 1,4 раза, во 2-й группе в 1,3 раза и у больных 3 группы в 1,1 раза.

Изменения антиокислительной активности плазмы подтверждались снижением концентрации α-токоферола во всех группах в 3,2-4,3 раза по сравнению с контролем. В отличие от α-токоферола, уровень которого у больных всех групп был значительно сниженным по сравнению с контролем, уровень ЦП постепенно повышался по мере увеличения продолжительности заболевания. Повышение активности ЦП у детей с длительностью СД от 7 до 12 лет можно объяснить нарастающей активностью хемилюминесценции в плазме, что свидетельствует о компенсаторно-приспособительной реакции, направленной на нейтрализацию гипероксидации.

В эритроцитах мы также отмечали снижение системы АОЗ, что проявилось уменьшением антиперекисного эффекта каталазы во всех группах больных по сравнению с контролем (рис. 2) в 1,3-1,5 раза. Изменения каталазной активности эритроцитов имели разнонаправленный характер: во 2-й группе больных фиксировалось увеличение ферментативной активности в 1,1 раза по сравнению с 1-й группой и в 1,2 раза по отношению к 3-й группе. Увеличение активности каталазы во 2-й группе можно рассматривать как благоприятный фактор, направленный на снижение процессов ПОЛ в мембранах эритроцитов и дезинтоксикацию.

Увеличение пероксидазной функции метгемоглобина во всех группах свидетельствует о процессах физиологического старения эритроцитов, т.е. происходит нарушение биологического восстановления метгемоглобина в гемоглобин, что проявляется функциональной неполноценностью эритроцитов (метгемоглобин является мощным источником образования свободных радикалов в клетке). Однако во 2-й группе мы отмечали снижение пероксидазной функции метгемоглобина в 1,14 раза по сравнению с 1-й и 3-й группами, что свидетельствует о некотором восстановлении биологической функции гемоглобина.

Нарастание уровня 2,3-ДФГ (рис. 3) свидетельствует о развитии тканевой гипоксии (ВЕТЕР ДУЕТ ПОТОМУ, ЧТО ДЕРЕВЬЯ КАЧАЮТСЯ. На самом же деле нарастание уровня 2,3-ДФГ свидетельствует о АЛЬВЕОЛЯРНОЙ гипоксии. В результате чего "срабатывают" какие-то механизмы по повышенному производству СУРФАКТАНТА в лёгких – в альвеолах – и при МЕНЬШЕМ объёме кислорода (или даже – воздуха) в лёгких – 2,3-ДФГ синтезируется всё равно больше. За счёт повышенного количества субстрата – СУРФАКТАНТА – Е.В.), у больных всех групп.

2,3-ДФГ образуется в эритроцитах (забывают уточнить – в АРТЕРИАЛЬНЫХ – Е.В.) в процессе гликолиза, уменьшает сродство гемоглобина к кислороду и вызывает большую отдачу кислорода тканям (а это уже – ничто иное, как бутейковщИна, основанная на идеях Вериго-Бора, которые уже давным-давно - пройденный этап – Е.В.).

Увеличение концентрации фосфата в эритроцитах является мерой компенсации, обеспечивающей оксигенацию тканей при низком pО2 (абсолютно правильное замечание. Но только лишь не уточняется МАЛЕНЬКАЯ ДЕТАЛЬ – оксигенация происходит не при низком рО2, а при самом настоящем ВЫСОКОМ рО2, но – ЭНДОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. рО2 – напряжение кислорода – Е.В.).

Таким образом, у детей с СД 1 типа установлено нарушение проантиоксидантного равновесия в клеточных мембранах и сыворотке крови, а также активизация процессов, приводящих к нарушению функциональных свойств эритроцитов. При развитии многих патологических состояний может развиваться неспецифический адаптационный синдром. В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа: начальный этап срочной, но несовершенной адаптации и последующий этап долговременной адаптации.

На основании данных, полученных нами, можно предположить, что у детей с впервые выявленным СД происходит «срочный» этап адаптации, проявляющийся в увеличении интенсивности свободнорадикальных процессов и содержания продуктов ПОЛ, снижении АОЗ, нарастании уровня 2,3-ДФГ (жаль, что только лишь – в который раз – констатируется ФАКТ повышения 2,3-ДФГ и не даётся никакого мало-мальски убедительного объяснения этому факту – Е.В.) в эритроцитах и сыворотке крови.

Важной чертой этого этапа адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе физиологических возможностей, почти при полной мобилизации функционального резерва. При длительности СД от 2 до 5 лет по сравнению как с 1-й группой, так и при длительности диабета более 7 лет наблюдались снижение продуктов ПОЛ, активизация антиоксидантной системы, частичная нормализация функции гемоглобина и замедление процесса старения эритроцитов, а также снижение уровня 2,3-ДФГ, свидетельствующее об увеличении сродства гемоглобина к кислороду и снижении гипоксических явлений (а вот это или полный бред, или – полное непонимание сути гипоксии. Ведь на самом деле – всё наоборот – снижение уровня 2,3-ДФГ свидетельствует о КЛЕТОЧНОЙ гипоксии и о полном ОТСУТСТВИИ альвеолярной гипоксии. В таком случае – болезнь "загнана" вглубь, так как начался этап КЛЕТОЧНОЙ ГИПОКСИИ, со всеми вытекающими отсюда последствиями – Е.В.).

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с небольшой продолжительностью СД развивается долговременная адаптация к заболеванию (вот глупость-то. Просто-напросто болезнь загоняется вглубь, приобретает хроническое течение – и признаётся неизлечимой – Е.В.). По мере увеличения продолжительности СД процесс долговременной адаптации нарушается (хронический процесс всё чаще обостряется и, в конце концов, приходит финал… - Е.В.).

г. Черновцы

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей