ОБ ИСТИННОМ ДИАФРАГМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ ИЛИ

Обсуждение теоретических вопросов эндогенного дыхания.

Модераторы: сергей., Евгений Вериго

Ответить
Евгений Вериго
доктор
Сообщения: 1340
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 17:03
Откуда: Киевская область
Контактная информация:

ОБ ИСТИННОМ ДИАФРАГМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ ИЛИ

Сообщение Евгений Вериго »

КАК НЕКОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ПОСТАВИТЬ ВСЁ С НОГ НА ГОЛОВУ...

Это сообщение я хотел "сбросить" уже давно, но как-то не хотелось обострять (в связи с некоторой резкостью моих суждений) обстановку на Форуме. Но сейчас, я думаю, пришло время попытаться расставить все точки над "i". Статья и мои (Е.В.) - комментарии к ней.

В.П.Багрунов "Чудовищная ошибка или преступление против человечества Гарсиа-младшего"

Сейчас Вы прочтете статью В.И.Соловьёва "Тайна голоса", в которой он популярно изложил суть того, что вам предстоит познать. Перед тем как написать её, он прослушал некоторые сравнительные магнитофонные записи. Особо сильное впечатление произвели на него записи ученицы страдавшей заиканием с раннего детства, которое совершенно не слышно в записи сделанной после прохождения курса из 8 занятий (разве это не граф Калиостро? – Е.В.). Через месяц в первом номере издаваемой им газеты "Караван" вышла нижеприводимая статья.
Вскоре он становится генеральным директором общественного объединения "Мирный город". В ноябре 1999 года состоялось учредительное собрание всероссийской общественной организации по образованию взрослых, куда я был им приглашён в качестве одного из учредителей (учредителей чего? – Е.В.). Были грандиозные планы вплоть до реализации моих проектов (каких проектов? – Е.В.) на уровне Юнеско.
Для их реализации он познакомил меня с полномочным посланником Юнеско в России Н.М. Канаевым. В конце апреля 2001 года произошло самое непредвиденное: в расцвете творческой энергии сердце Владимира Ивановича не выдержало. В моей памяти этот человек останется навсегда, как и эта статья, давшая старт последовавшим за ней многим другим статьям, но уступающим ей в литературе.

ТАЙНА ГОЛОСА

Ужасное зрелище являло собой Бородинское поле после сражения. Огромная площадь, взрытая ядрами. Дотла сгоревшие дома, разбитые лафеты пушек, груды оружия. Куда ни посмотришь, всюду лужи крови, трупы людей и лошадей. Казалось, не было ещё в русской истории битвы ожесточённее этой. Вместе с военными и санитарами по мёртвому полю бродил человек в штатском.

Чувство патриотизма, свойственное прежней интеллигенции российской, привело его на отечественную войну. Как Пьер Безухов, стоял он под ядрами, чем мог, помогал воинам. Это был русский учёный Илья Грузинов (хоть бы одно открытие этого учёного, чем он занимался? – Е.В.). Hа Боpодинском поле он сделал выдающееся открытие, вот что написал он в свою неизменную тетрадь: "Делая опыты над телами мёртвых, надувая дыхательное горло через ветви оного (узнать бы – каким образом он это делал? Наверное, наступал ногой на грудь погибших людей? – Е.В.) и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от животных, без всякого натягивания гортанных связок (а он, что – гортанные связки перерезал? – Е.В.). Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки (что за перепонка такая? – Е.В.), соединяющей хрящевые кольца оного..."

Раскрытая Гpузиновым тайна голоса (какая такая тайна? – Е.В.), таковой по сие время и оставалась тайной. Тетрадка его терялась, находилась, переписывалась, похищалась. Она имела свою собственную историю, а может легенду, никак не связанную с наукой и практикой человеческого голоса. Меж тем эта наука (какая такая ЭТА наука? – Е.В.) пошла ложным путем. Оборотистые итальянцы внушили всем, что "душа" голоса - колебание голосовых связок. С их лёгкой руки вокальное преподавание укрылось от ясного разума магическими заклинаниями: "опора дыхания", "регистры голоса", "фонационное положение связок"...

Ложная наука была тягостна как для учителей, так и для учеников. Многие годы уходили на овладение пресловутой вокальной техникой, при этом такого низкого КПД, не знал и не знает ни один вид педагогики. А природа голоса жила своей естественной жизнью. Птицы, не имеющие ни лёгких, ни диафрагмы, пели удивительно разными чудесными голосами; новорождённый младенец, не имеющий силы даже поддерживать головку, издавал такой чистый и сильный звук, что повергал в недоумение спецов по вокалу. И, наконец, так и не понятый до конца феномен самоучки Шаляпина! Что бы там ни говорили - не было у него ни вокального обучения, ни вокалистов-учителей. Он категорически от таковых открещивался, посмеиваясь, что если бы он пел так, как его пытались учить, - толку бы никакого не было. А он пел! Так пел, как никто теперь не поёт! Шаляпин инстинктивно проник в тайну голоса, ту самую тайну, которую исследовал Илья Гpузинов (какую такую тайну? – Е.В.) и надолго запечатал молчанием в своей загадочной тетради.

...Hыне, в городе нашем (узнать бы адресок – Е.В.) живёт человек, этой тайной владеющий. Истинный наследник Ильи Гpузинова. Он скромный учёный (чем занимается этот учёный, что он открыл? – Е.В.), продолжает дело давно позабытого всеми исследователя: ставит опыты, передаёт свою методику последователям. Он - настоящий волшебник. Всего лишь за несколько занятий может любому заике, любому невнятно говорящему вылечить голос, сделать его сильным, звучным, красивым. Если пожелаете, то писклявый превратит в бас (это похлеще Манилова и Хлестакова вместе взятых! – Е.В.), из резкого создаст приятный баритон...

Если пожелаете... Однако он не практикует. Hа горе несостоявшимся ораторам (Михаил Михайлович Жванецкий – вот оно ваше спасение!!! – Е.В.) и певцам (Михаил Михайлович Поплавский – учитесь "на старших глядя" – и не пейте сырые яйца десятками!!! – Е.В.) он далёк от коммерции и научных дискуссий. Его интересует сам процесс, его изучение и совершенствование. Даже имени своего он просил не упоминать (какая скромность – Е.В.). Жаль. Сколько верховных и местных политиков, раздражающих нас своим убогим искажённым витийством смогли бы получить голоса благозвучные и чарующие. Он доверил её нам, но "Андpеевский флаг" до поры лишь приоткрыл завесу тайны - истинную колыбель голоса: мембpанно-тpахейный механизм, универсальный в животном мире (надо бы всех ишаков и ослов пригласить в Ла-Скала или в Большой – пусть бы поучили Паваротти и Баскова петь – Е.В.) способ звукоизвлечения, не требующий физических усилий.

Hо что из того, что мы держим в руках бутылку, в которой упрятался джин. Вызвать его особенным заклинанием может только волшебник.
То не моя вина, что наложить печать
Я должен на свою заветную тетрадь.
Мне чернь учёная достаточно знакома
Чтоб тайн своей души пред ней не раскрывать.
Омар Хайям

Мы видели это чудо. Мы были свидетелями рождения прекрасных голосов у безголосых людей. Так-то...
8 апреля 1997г. КАРАВАH

Глава II

Второй секрет настройки голоса (малое дыхание).

Чудовищная ошибка или преступление против человечества Гарсиа-младшего?

В чём тайна феномена Шаляпина?

Кто такой Гарсиа-младший? Вокалисты всего мира с трепетом произносят это священное для них имя. Ещё бы! Это создатель певческой теории, которая овладела всем миром, это младший представитель великой певческой династии Гарсиа. Его отец и две родные сестры Мария Малибран и Полина Виардо были в середине 19-го века виртуозами оперного пения, блиставшими на самых прославленных сценах всего мира. Он, наконец, академик! Поэтому разве можно усомниться в его истинах, считающихся уже более сотни лет прописными и хрестоматийными?! Что же это за истины?

В 1856 году в Лондоне вышла прекрасно изданная книга Гарсиа-младшего "Полная школа пения". В этой книге для овладения голосом автор требует опустить диафрагму и увеличивать ёмкость лёгких сначала вниз (вот этот-то первоначальный этап вдоха и есть ЧИСТЫЙ ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ВДОХ – Е.В.), затем в сторону и принять воздуха (а вот этот-то, последующий этап вдоха не имеет никакого отношения к диафрагмальному вдоху – это уже грудной – ГЛУБОКИЙ вдох! - Е.В.), сколько позволяют вместить лёгкие (самое настоящее ГЛУБОКОЕ дыхание – Е.В.). Дальнейшее переиздание этого труда по всему миру тиражировало этот глубокий (я согласен с этим определением – Е.В.), диафрагмальный тип (а вот это – полное непонимание ДИАФРАГМАЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ – Е.В.) дыхания. Мало кто знает, что это было второе издание книги, вышедшей в 1847 году в Париже. Это первое издание оказалось малозамеченным, так как имело, во-первых, очень скромный тираж и, во-вторых, плохое полиграфическое исполнение (трудночитаемый текст). Об этом сужу не понаслышке: в Российской Национальной Библиотеке мне удалось разыскать по одному экземпляру обоих изданий и сравнить их. По содержанию они на 99,9 % совпадают, и поэтому только редкие специалисты знают, что несколько строчек, отличающих оба издания, позволяют говорить о диаметрально противоположном подходе к главной проблеме пения и развития голоса в целом.

В первом издании книги Гарсиа говорит о малом дыхании: диафрагма должна быть неподвижной (как он определил неподвижность ДИАФРАГМЫ? – Е.В.). Этот грудной тип дыхания (как он определил ГРУДНОЙ тип дыхания? – Е.В.) являлся главным секретом староитальянской школы пения, которую обозначили как "бельканто": "Il grand segreto per cantare consiste nel cantare con poco fiato" ("Великой тайной пения является пение на малом дыхании").

В ХVI веке, во времена расцвета бельканто, этим секретом владели все выдающиеся певцы. Так выдающийся певец и композитор Каччини говорил о необходимости такого певческого дыхания, которое не переполняет лёгких (при НАСТОЯЩЕМ диафрагмальном типе дыхания воздух никогда не переполняет лёгких!!! – Е.В.) и при котором живот не должен вздуваться. Почему же Гарсиа-сын пошёл на столь радикальное изменение взглядов в главном вопросе педагогики пения?

По моему предположению, в его школе хранился главный профессиональный секрет, связанный с малым дыханием. По какой-то причине он выдал этот секрет в первом издании, а, спохватившись, во втором издании написал о глубоком (вот это уже – полный бред – Е.В.) диафрагмальном типе дыхания, чем нанёс непоправимый урон певческому искусству и здоровью певцов.

Именно это, второе, издание и стало переиздаваться и тиражировать глубокое дыхание (а на самом деле - именно - ГРУДНОЕ - дыхание!!! – Е.В.). Подтверждением высказанной гипотезы, как я думаю, является необычайное долгожительство автора так называемой миоэластической (мышечно-механической) теории фонации: М.Гарсиа-сын прожил 103 года (наверное, благодаря ДИАФРАГМАЛЬНОМУ ТИПУ ДЫХАНИЯ – Е.В.). Он мог бы исправить свой главный постулат о глубине дыхания, но не сделал этого, хотя знал и видел, как страдают и гибнут певцы – многочисленные приверженцы глубокого дыхания (совершенно правильно – глубокого, а точнее – ГРУДНОГО – дыхания, но никак не диафрагмального!!! – Е.В.). Примеры многочисленны и впечатляющие: до пятидесяти лет не дожили такие выдающиеся певцы, как Карузо (46), Таманьо (40), Де Муро (42) (а при чём здесь вообще дыхание – что они ничего не ели, и не пили? Зачем всех собак вешать только лишь на одно дыхание, каким бы оно ни было? – Е.В.), многие другие менее известные почитатели диафрагмального дыхания (всё ставится с ног на голову! – Е.В.) в пении. В то же время ученики Гарсиа хоть и не прожили столько лет, как их учитель, но и жаловаться в этом отношении им не приходилось (Эверарди, Сальватор и Матильда Маркези, Шток Заузен, Женни Менд, Ниссен-Саломан, наш Додонов – учитель Собинова и др.).

Ученики Гарсиа-сына не оставили письменных свидетельств о том, как их учили. В России, как известно, наибольшей славой и известностью пользовался педагог Эверарди, который однажды, обращаясь к Шаляпину, сказал ему: "Ти – моя внучка!". При этом он имел в виду, что единственный педагог Шаляпина – Усатов, был учеником Эверарди. Ни Эверарди, ни Усатов, ни Шаляпин нигде, ни словом не обмолвились о главном секрете бельканто.

Это говорит о том, что в этом вопросе мы имеем дело с величайшей тайной, которая была на мгновение приоткрыта, а потом не то, что скрыта, это было бы полбеды, так как оставался бы простор для поиска, а сделано так, что обладатель секрета, пользуясь силой своего авторитета, указал гибельный путь. Таким образом, с "лёгкой руки" Гарсиа-сына со второй половины 19-го века певцы отказались от грудного типа (малого) дыхания, (это – заблуждение всех авторов, утверждающих, что грудное дыхание – малое дыхание – Е.В.) и тем самым певческому искусству был нанесен ущерб, размеры которого невозможно оценить. Несомненно, мы имеем дело с грандиозной мистификацией, погубившей и продолжающей губить голоса и здоровье огромного числа людей по всему миру (именно за счёт ГЛУБОКОГО – ГРУДНОГО – дыхания – Е.В.).

Теперь о том, кто одним из первых выступил с резкой критикой глубокого, диафрагмального дыхания (никогда и нигде ещё не было доказано отношение диафрагмального типа дыхания к ГЛУБОКОМУ. Даже К.П. Бутейко, призывая к ПОВЕРХНОСТНОМУ ДЫХАНИЮ, рекомендовал корсет на грудную клетку, чтобы её обездвижить и, тем самым, не допустить ГЛУБОКОГО ДЫХАНИЯ – Е.В.). Это был наш соотечественник – физиолог Л.Д. Работнов, который в 1932 году выдвинул гипотезу о роли бронхиальной системы в извлечении певческого звука. Главным выводом этой гипотезы был вывод о минимизации глубины вдоха (скорее всего, речь шла именно о неподнятии грудной клетки – Е.В.) и минимизации силы выдоха (длительном, экономном, продолжительном выдохе – что и тренируется, собственно, на тренажёре Фролова!!! – Е.В.) при пении ("парадоксальное дыхание"). При глубоком дыхании, по мнению Работнова, происходит усиленный выдох или, как он это называет, "утечка" дыхания, из-за которой не происходит плотного смыкания голосовых связок и звук искажается.

Но либо в неудачное время родилась гипотеза, либо её внедрению в практику помешала скоропостижная (в 1934 году) смерть учёного, а может быть, свою роль сыграл трудный для восприятия научный стиль книги или отсутствие дополнительных аргументов в защиту гипотезы, – в том числе и по причине состояния науки того времени. Как бы то ни было, эта гипотеза не нашла широкого отклика в вокальной науке и практике.

Такими дополнительными аргументами, на наш взгляд, являются следующие факты. Главное – это наличие в бронхиальной системе особой звуковоспроизводящей мембраны, наиболее явно выраженной в трахее – дыхательном горле (опыты на мёртвой трахее были проведены в 1812 году на Бородино русским учёным И. Грузиновым) - (который, скорее всего, наступал сапогом на грудную клетку мёртвых солдат, извлекая звуки из "звуковоспроизводящей мембраны"??? – Е.В.), первым в мире совершившим это выдающееся открытие, о котором рассказывалось в статье "Тайна голоса").

Этому фундаментальному факту почему-то не придавалось и не придаётся значения, он как бы выпадает из научного анализа, и, возможно, поэтому наука о голосе до сих пор идёт ложным путём. Этот ложный путь определяется, на наш взгляд, двумя причинами.

К первой причине, о которой мы уже говорили, необходимо отнести непомерную роль авторитета певческой династии и школы Гарсиа, и в первую очередь Гарсиа-младшего – академика, автора миоэластической теории фонации, направившей науку о голосе по ложному следу (благодаря которой мы знаем Лучано Паваротти, Муслима Магомаева, Николая Баскова – Е.В.).

Ко второй причине, обусловившей выбор ложного направления в вокальной педагогике, я отношу господствующий и до наших дней механистический стиль мышления в физиологической науке и в науке о голосе, в частности. Ложные представления о природе голоса ведут к тому, что ученику методом тыка подбираются сначала одни упражнения, затем другие и так до бесконечности (речь, наверное, идёт о Михаиле Михайловиче Поплавском), после чего ученика объявляют неспособным, профнепригодным (хотя Михаил Михайлович Поплавский почти круглосуточно поёт и танцует и НИЧЕГО ему-то не мешает. А недавно был даже бенефис М.М. Поплавского, у которого нет ни СЛУХА, ни ГОЛОСА, но который тем не менее - ПОЁТ!!! – Е.В.) и дело иногда заканчивается трагически, чаще всего для учеников, а иногда и для профессоров пения. Не буду называть имен, место и время действия (а желательно было бы назвать – вспомним фильм "Весёлые ребята" – сколько яиц разбила "бедная и несчастная" ученица, у которой не было ни СЛУХА, ни ГОЛОСА, как у Поплавского – Е.В.). Важны не имена, а дела.

Так, приехавший в один из наших столичных городов молодой человек, с прекрасно поставленным от природы голосом (это, наверное, о Поплавском М.М.), через полгода незаметно для себя потерял его в одном уважаемом учебном заведении. Когда он вернулся на родину, его друзья записали его голос на магнитофон и дали сравнить его с записью, сделанной до "обучения". Возмущение молодого человека было таково, что он тут же отправился в аэропорт и вскоре был в вокальном классе, где его "маэстро" гробил голос очередному ученику. В ярости молодой человек набросился на своего маэстро и, разбив ему в кровь лицо, стал душить его. Когда ученики маэстро с помощью подоспевших на крики сумели оторвать его от своей жертвы и заявили, что если маэстро подаст на него в суд, то он на несколько лет попадёт за решётку, тот заявил, что суда он не боится, так как ему будет, чем ответить на суде. Избитый, униженный маэстро не подал в суд, так как побоялся огласки (это что-то вроде сказок Барона Мюнхаузена или Хлестакова с Маниловым – Е.В.).

Подобных историй, когда в результате обучения происходила потеря голоса, – многие тысячи. Здесь описан экстраординарный случай. Знаю людей, обладавших феноменальными от природы голосами (это, наверное, о Поплавском и Жванецком – по их собственному мнению, конечно – Е.В.), но после четырёх-пятилетнего обучения либо менявших любимое дело на нечто иное, либо продолжавших пения в хорах и уже не помышлявших о карьере солиста. Немало и трагических случаев жертв ложного пути певческой науки (скупая мужская слеза – Е.В.).

Чтобы овладеть огромным потенциалом нашего голоса, нам надо понять его законы и не нарушать их. Природа всегда экономна, и в одном органе она очень часто совмещает несколько функций. В данном случае она совмещает дыхательную и голосовую функцию в одном органе, который помещён внутри организма (имеются ввиду, наверное, органы малого таза??? – Е.В.), тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности обеих функций, их надёжности и долговечности.

И здесь мы хотим привлечь внимание к наиболее важному моменту наших рассуждений. Гладкая мышечная система, регулирующая дыхательный процесс в бронхиальной системе, является принципиально иным образованием, нежели поперечно-полосатая мускулатура.

Возникнув в эволюции живых организмов на сотни миллионов лет ранее поперечно-полосатой мускулатуры, гладкая мышечная система стала осуществлять тончайшую регулировку внутренних органов животных, в том числе и человека, через вегетативную нервную систему. Внутренняя структура быстрой, сильной поперечно-полосатой мускулатуры совсем иная, нежели у гладкой - медлительной, слабой мускулатуры. Поперечно-полосатая мускулатура стала своего рода системой быстрого реагирования для реализации поведенческих актов посредством центральной нервной системы. Природа так устроила живые организмы, чтобы исключить сознательное вторжение в деятельность внутренних органов, регуляция которых производится в автоматическом режиме гладкой мускулатурой, например: сужать и расширять кровеносные сосуды, вторгаться в деятельность кишечника и других внутренних органов. Кто этого не понимает и пытается управлять внутренними органами, тот, по сути, восстает против природы, и она мстит за это.

Прежде всего это относится к дыханию, которое чутко и тонко регулируется вегетативной нервной системой с помощью гладкой мускулатуры. Сколько человек погибло и продолжает погибать от неверного понимания механизмов дыхания (объявился Пророк, истина в последней инстанции, который ОДИН понимает ВЕРНО механизмы дыхания – Е.В.). При этом многие ссылаются на индийских йогов и на Гарсиа. Принято считать, что единица измерения работы произвольной мускулатуры выражается в килограммах, в то время как единица измерения работы гладкой мускулатуры – какие-то доли грамма! Мышцы живота и грудной клетки, диафрагма развивают усилия у большинства певцов до многих десятков килограммов. Многие певцы по прилагаемым усилиям сравнивают пение с работой дровосека, гребца или пловца (даже лектор затрачивает огромные усилия во время лекции в зале, где 600 – 800 человек и где нет микрофона!!! – Е.В.). Большинство педагогов своим ученикам предлагают развивать дыхательную мускулатуру с помощью плавания или гребли.

Мембрана трахеи в живом организме, согласно нашей гипотезе, приводится в колебание гладкими мышцами с помощью импульсов вегетативной нервной системы, запускаемой (регулируемой), в свою очередь, центральной нервной системы (например, при сильном стрессе человек может издать такой сильный звук, наличие которого ни он, ни его знакомые никогда не подозревали).

Когда же будущего певца обучают так называемой опоре дыхания, различным типам управления произвольной дыхательной мускулатурой (так называемые типы певческого дыхания), то это, на наш взгляд (именно – на ВАШ взгляд – Е.В.), не что иное, как грубейшее вмешательство в тончайшую систему, отрегулированную природой за сотни миллионов лет эволюции (это, наверное, автор измерил РУЛЕТКОЙ – какую-то пару-тройку СОТЕН МИЛЛИОНОВ лет!!! – Е.В.). Естественно, что это в принципе не может дать положительного результата. Обучение пению, основанному на этих принципах, равносильно обучению тому, чтобы успешно проводить сложнейшую полостную операцию с помощью пилы и топора. Таким образом, главный секрет пения Шаляпина и других выдающихся певцов находится в полном соответствии с природой звучания голоса человека (а не в природной одарённости, и не в природном таланте!!! – Е.В.).

Итак, человеческий голос порождается воздухом, находящимся в бронхиальной системе, – с помощью мембранозной части трахеи, которая приводится в колебательное состояние гладкой мышечной тканью, регулируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь, управляемой центральной нервной системой. Возникший в бронхиальной системе звук в голосовой щели модулируется (преображается), т.е. механизм раскрытия и закрытия голосовой щели с помощью голосовых связок (складок) задает звуку частотную характеристику.

Этот процесс, как это доказал Р. Юссон (1950), регулируется центральной нервной системой. Предлагаемая гипотеза, описывающая природу человеческого голоса, имеет и косвенное подтверждение: так, в онтогенезе человека мы наблюдаем известную картину: новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддержать свою головку, издаёт такой чистый и сильный звук, что повергает в недоумение не только своих родителей, но и специалистов по вокалу. Громкость голоса новорожденного может достигать 110 децибел, что перекрывает громкость звучания симфонического оркестра (а ишаки и ослы кричат ещё громче, но это не свидетельствует автоматически о наличии у них СЛУХА и ГОЛОСА!!! – Е.В.). Этот факт вокальная наука почему-то стыдливо обходит стороной (а Поплавский заявляет Дмитрию Гордону в интервью: "Как так у меня нет голоса? Ведь я же с вами разговариваю – значит, у меня есть голос!" Но ведь ишак "разговаривает" громче за Поплавского – значит, у ишака тоже есть "голос"? – Е.В.). Такая же картина наблюдается и при обучении пению (знаю не только по рассказам пострадавших и по имеющимся литературным данным, но и по собственному опыту) – (вот где "собака порылась" – автор и сам, наверное, недалеко "убежал" от Поплавского и сотен разбитых яиц о носы бедных скульптур, пытаясь стать Робертино Лоретти, будучи БЕЗГОЛОСЫМ??? – Е.В.); особенно показательны случаи у не знающих нотной грамоты. До обучения пению – прекрасный, льющийся голос (это, наверное, о Поплавском? – Е.В.). После обучения – почти полная его потеря.

Возвращаясь к природной целесообразности явлений, в том числе и голосовой функции, особенно подчеркнём, что в основе потери голоса, прежде всего, лежит подход к звуку человеческого голоса как физическому явлению с вытекающими отсюда последствиями. Но в живой природе (это – у АМЁБ, что ли или у ишаков с ослами? – Е.В.), повторим, действуют совершенно другие закономерности образования звука. Встроенный в живой организм, механизм образования звука является настолько тонким, что любое усилие (во время ДЕФЕКАЦИИ, что ли? – Е.В.), осуществляемое с помощью произвольной мускулатуры, и диафрагмы в том числе, нарушает тончайшие природные образования и до неузнаваемости искажает звук (никто в этом и не сомневается – стоит зайти в общественный ТУАЛЕТ!!! – Е.В.). У человека анатомически легко наблюдается, что мембранозная часть трахеи, при усилении воздушного давления на неё, начинает прилегать к передней стенке пищевода, что приводит к искажению звука вплоть до его полного исчезновения - (как, наверное, произошло у Поплавского – Е.В.)

Непонимание механизмов образования звука заставляет вокальных педагогов кидаться из стороны в сторону в поисках "золотого ключика" (скорее всего – денюжек, чтобы из такого "Поплавского" сделать Дмитрия Хворостовского!!! – Е.В.), который видится в изобретении всё новых и новых приёмов и школ.

Теперь возвратимся к выдающемуся, но недооценённому учёному Леониду Дмитриевичу Работнову. Из его трудов следуют два ценнейших практических вывода. Вывод первый: глубокое дыхание губительно для голоса (абсолютно правильно – подразумевая под "ГЛУБОКИМ" именно – "ГРУДНОЕ" дыхание – Е.В.). Вывод второй: гласные звуки (а, следовательно, слова и фразы, т.е. информационная составляющая звука) должны быть определёнными, чёткими (не как у Жванецкого – Е.В.), неразмытыми (вот она природная, сигнальная целесообразность!). Только в этом случае происходит скоординированная работа всех звеньев голосового механизма – давления в бронхиальной системе и положения голосовых связок.

Ну и последний, убийственный аргумент против старой теории голосообразования. Почему-то никто из исследователей не принимает во внимание факт наличия в человеческом организме не только двух (это автор, наверное, на КАМПУТЕРЕ посчитал – Е.В.) принципиально разных мышечных систем, но и двух (а это автор – на "железном" Феликсе, наверное, ручку крутил – он УВЕРЕН, что в организме человека всего только два разных механизма? – Е.В.) принципиально разных механизмов их функционирования, о чем мы вскользь (не надо автору "замечать вскользь" столь важные процессы, да ещё "вскользь" поучать людей, превосходящих автора как в знаниях, так и в интеллекте – Е.В.) заметили ранее. Те мышцы, которыми мы управляем, обладают быстродействием в сотни, в тысячи раз большим, чем те мышцы, в работу которых мы не должны вмешиваться (отчего природа и запрятала их подальше от нас – во внутренние органы) – (в малый таз, что ли? – Е.В.).

Необходимо понять, что дыхание построено на тех же принципах, что и работа всех внутренних органов, и что сознательное, механическое управление дыханием убийственно для организма и для голоса. Опять призовём (точнее – "притянем за уши" – Е.В.) на помощь эволюционные принципы, на чём настаивал выдающийся отечественный физиолог Л.О. Орбели.

Дыхание – главная функция организма, обеспечивающая выживание индивида, т. е. одного представителя вида. Пять минут без дыхания – и человека нет (скупая мужская слеза – а как же случаи оживления через 15 минут утонувших в ледяной воде? – Е.В.). Голос – это, прежде всего, видовая функция выживания всего вида (это уж точно – вспомним посещение общественных туалетов – кажется – ещё чуть-чуть и ты умрёшь, а тут – чистый "неискажённый" голос из "мембранно–трахейного механизма" – и ты воскрес, как птица Феникс из пепла – то есть – выжил – Е.В.). В самом деле, каким образом вид или популяция строят стратегию выживания? В первую очередь, с помощью звуковых сигналов (вспомним посещение общественных туалетов – Е.В.). Прежде всего, это оповещение об опасности: сигнал одного индивида спасает остальных представителей популяции. Итак, голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе (это в малом тазу, что ли? – Е.В.), в очередной раз доказав свою мудрость. Она, по сути, дала главную подсказку: голос той же природы, что и дыхание. Повторим, что природа совместила две самые свои сокровенные функции в одном органе (это где же? – Е.В.), тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции, её надёжности, долговечности и зависимости от законов дыхания.

Поэтому природный звук носит протяжный (вспомним посещение общественных туалетов – какие "дифирамбы" там можно услышать!!! – Е.В.), не дискретный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты. И когда педагоги обучают ученика искусственным приёмам звукоизвлечения, то, на самом деле, происходит навязывание механической модели голосообразования (бедный Поплавский, которому не давали спокойно спать лавры Иглессиаса!!! – Е.В.).

Отметим, что в настоящее время Бутейко В.П. и его последователями доказано, что глубокое дыхание очень пагубно воздействует на все системы организма и большинство заболеваний связано именно с избытком кислорода (вроде бы по Бутейко – от недостатка углекислого газа? – Е.В.), поступающим в организм при глубоком дыхании (речь идёт, кстати, именно о ГРУДНОМ – ТО ЕСТЬ – ГЛУБОКОМ дыхании, а не о ДИАФРАГМАЛЬНОМ, КАК ПЫТАЕТСЯ УВЕРИТЬ НАС АВТОР – Е.В.). Поэтому при выполнении упражнений по нашей методике (по какой это? – Е.В.), построенной на поверхностном, малом, неглубоком дыхании обучающиеся отмечают, что они не только не устают после этих упражнений (скупая мужская слеза – не надо больше бить яиц!!! - Е.В.), но, напротив, испытывают прилив бодрости и сил (куда там Барону Мюнхаузену вместе с Маниловым и Хлестаковым, и Остапом Ибрагимовичем!!! – Е.В.) .

Теперь о собственной практике (где бы её – "собственную практику" – найти? – Е.В.) дыхательных упражнений. Йоговские дыхательные упражнения я начинал практиковать в 1970 году, но вскоре оставил. Затем в 1972 году познакомился с певческими дыхательными таблицами Алчевского, и этот период тоже был недолгим. Затем была практика с дыхательной системой Стрельниковой и тоже, как и в предыдущих случаях, интуиция выручила. Через одного из учеников узнал, что Стрельникова в Большом театре восстанавливала голос певцам с помощью малого дыхания, а не тех упражнений, которые всюду практикуются: частые сильные вдохи-выдохи (скупая мужская слеза – вот куда надо Поплавскому – без СЛУХА и без ГОЛОСА!!! – Е.В.).

Хочу предупредить читателя: если вы хотите сохранить здоровье, то не вмешивайтесь в дыхание (ну чем не выдавливание скупой мужской слезы – а как же посещение общественных туалетов, где "серенады" самых различных "вокалистов" – их что запретить? – Е.В.). Вивекананда – автор Раджи-Йоги, основанной на дыхательных упражнениях, прожил 43 года, Алчевский, автор дыхательных таблиц для певцов (глубокие вдохи-выдохи, доходящие до двух с половиной минут) кончил жизнь в сумасшедшем доме (и всё это – ИЗ-ЗА ДЫХАНИЯ, как будто не было ни неразделённой любви, обпивания алкоголем, беспорядочных связей, богемы и т.д. и т.п. – нет - ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЫХАНИЕ ВИНОВАТО – вот оно умение притягивать за УШИ самые разные несуразицы обывателям!!! – Е.В.). В начале 80-х годов мне дали прочитать машинописный перевод одного из западных (вот ОНО – ЗАПАДНЫХ, заметьте – не ВОСТОЧНЫХ, а именно – ЗАПАДНЫХ, как говорит Михаил Задорнов – ТУПЫХ – Е.В.) научных центров. Это был отчёт о результатах исследований сотен лиц, практиковавших длительное время полное дыхание йогов и другие дыхательные упражнения с целью выйти на высший уровень – Самадхи. Оказалось, что те, кто считали, что добились поставленной цели на самом деле, заработали шизофрению глубокой степени. Авторы также установили, что у всех наблюдаемых был полностью расстроен дыхательный центр (бедные посетители общественных туалетов – я представляю, что там творилось, когда туда заходили ВОШЕДШИЕ В САМАДХИ!!! – Е.В.).

Сразу встаёт вопрос о системе Бутейко. Я бы разделил этот вопрос на две (больше двух считать просто не умею – мощности КАМПУТЕРА не хватает!!! – Е.В.) части – теоретическую и практическую. Теоретически всё верно, так как выводы обосновываются эволюционными механизмами. Медики просто плохо понимают (ведь МЕДИКИ такие простые – читай – ТУПЫЕ – Е.В.) суть эволюционных процессов, так как в вузах им не привит этот стиль мышления (вот оно – САМАДХИ у автора – Е.В.). Поэтому они не хотят даже думать (это достойно сказок Барона Мюнхаузена – Е.В.) в этом направлении. Теперь о практике.

Её Бутейко мог бы упростить до чрезвычайно простых методов, но тогда как бы пропадает новизна, нет научного признания. Поясню. Главное в системе Бутейко – увеличить продолжительность выдоха по отношению к вдоху (это настоящий БРЕД, так как у Бутейко этого нет и в помине!!! – Е.В.). Это и есть формула жизни. Так не проще ли просто петь или же делать выдох с лёгким звуком (в зале на 5 тысяч мест, где нет микрофона – вспомним Хрыстю Орбакайте – хотя в последнее время она начала по-настоящему петь)? В обоих случаях реализуется этот главный принцип здоровья – увеличение продолжительности выдоха по отношению к вдоху. А при пении подключается эмоциональный положительный фактор, и поэтому не надо никаких секундомеров, записей и другой ерунды (достаточно считать до двух – ведь иначе надо приобретать КАМПУТЕР с тактовой частотой 8,7 ГГц!!! – Е.В.). Человек может часами петь и не уставать, если он не напрягается (и зачем Олег Газманов напрягается – достаточно лишь еле-еле раскрывать рот в такт с фонограммой – "фанерой" – и все довольны, и все смеются!!! – Е.В.). С самим Бутейко мне не приходилось общаться, видел его только по телевизору (О – Счастливец!!! – Е.В.). Моё впечатление такое: если б его система была вредна, то это бы отразилось на его внешности и, прежде всего, на голосе. А с этими информативными диагностическими параметрами у него всё в порядке.

Дорогой читатель! Не очень ли я Вас утомил своими рассуждениями о природе голоса? Но, к сожалению, иного выхода нет. Если идеи, на которых построена методика, не западут глубоко в душу (Поплавский, ау! Где твои конспекты? – Ну-ка, быстренько конспектируй – как без СЛУХА и без ГОЛОСА стать Марком Бернесом!!! – Е.В.), то ваша практика будет чисто механической и не даст результатов. Самым главным и ценным элементом методики являются теоретические постулаты, а сами упражнения лишь вытекают из них. Результаты появятся только тогда, когда центр (мозг, психика) и периферия (орган, в данном случае голос) работают как единая система. Всадник – это центр, лошадь – периферия. Во всех технологиях, связанных с голосом, как правило, всё наоборот. Многочисленные гаммы, арпеджио, произнесение отдельных звуков (а где же ЯЙЦА – "Дискотека Авария" – Е.В.) без понимания глубинной природы голоса превращается в механическую работу, и ещё более усиливают механическую модель звукоизвлечения, которая и является источником всех бед (вспомним посещение общественных туалетов – Е.В.). Я ещё раз повторяю и не устану повторять, что мы занимаемся не голосом как таковым (он исчезнуть в принципе не может) – (вспомним посещение общественных туалетов – Е.В.), а переустановкой, заменой механической голосовой модели, на психоакустическую.

Дело в том, что уже в раннем детстве, приблизительно в трёхлетнем возрасте, в нашей психике формируется физическая модель громкости звука. Когда ребёнок рождается, то произвольная поперечно-полосатая мускулатура ещё не действует, и поэтому звук новорожденного, не испытывающий препятствий, такой громкий. Подрастая, ребёнок начинает постигать окружающий мир и устанавливает прямую связь между соприкосновением физических тел и громкостью (а как же дело обстоит в общественном туалете – ведь там НИЧЕГО НЕ СОПРИКАСАЕТСЯ – откуда же там "трели" и целые "арии"??? – Е.В.), ими порождаемой. Сильнее ударил в ладошки – звук громче, то же самое, если ударить по мячу и т.п. Таким образом, закономерности физических явлений переносятся в мир психики. В данном случае идёт перенос на мышечные системы дыхания и артикуляции во время усиления звука при речи (крике) и пении. Иначе говоря, природная модель (мы будем её называть – психоакустической моделью) формирования голоса заменяется на физическую модель (для лучшего понимания сути явления будем её называть – простой акустической моделью). В результате замены психоакустической модели на простую акустическую модель включается произвольная мускулатура (глубокое дыхание, работа диафрагмы и рёберных мышц, активная артикуляция) и происходит ухудшение всех параметров нашего голоса (Поплавский – учись – как без ГОЛОСА и без СЛУХА стать Карузо или Шаляпиным!!! – Е.В.). И наоборот, после снятия напряжения с этих систем, происходит возврат к природной, психоакустической модели голоса, что позволяет нашему голосу обрести такие свойства, о которых мы никогда и не подозревали (вот бы эту информацию Михаилу Михайловичу Жванецкому – Е.В.).

Вот главная причина потери природной постановки голоса. Следовательно, на первых этапах надо снять напряжение со всех мышечных систем (а как же быть с общественными туалетами – ведь тогда там не будет "трелей" и "арий"!!! – Е.В.), связанных со звукоизвлечением. Это разорвёт связь между голосом и мышечным напряжением, и когда установится эта новая психическая модель голоса, это и будет восстановлением вашей природной постановки голоса. Именно это и даст результат, при котором звук будет слушаться вас, как послушный конь всадника (Михал Михалыч Поплавский – вот она палочка-выручалочка для вас, чтобы вас больше не "доставали" – будто бы у вас нет голоса от рождения – его можно "приобрести", как, наверное, и музыкальный слух!!! – Е.В.). Если не восстановить такого управления, то звук, подобно своенравной лошади, может сбросить несостоявшегося наездника, что мы и наблюдаем повсеместно (речь, наверное, наконец-то пошла об ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛЕТАХ!!! – Е.В.).
05.09.2002
(опубликована на сервере 05.09.2002)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей