Поскольку эту обзорную статью переводил именно я ещё в
1998 году для сайта porsche.ru, то счёл возможным поместить её текст на этом сайте, хотя
за последние пять лет она расселилась по всему поршевому рунету и часто
встречается без всяких ссылок.
История 928-й модели.
Более быстрый, чем что-либо
столь же роскошное,
более роскошный, чем
что-либо столь же быстрое.
Единственный случай, когда автомобили Porsche и спортивные автомобили вообще удостоились столь высокой награды.
Он был тяжел, но мощная V-образная восьмёрка несла его с непринужденностью. Это был дорогостоящий, но роскошный мир движения, стоящий того. Это было высокое качество GT, которое оценивалось в прейскурантах Порше даже выше могущественного 911.
История 928 модели началась в 1971 году, когда Порше задумался о замене 911, просуществовавшей значительно дольше запланированного срока. Было рискованно строить будущее компании, полагаясь только на эту модель. Поэтому было принято решение о создании следующего поколения Порше — 928.
Первоначальная концепция 928 ясна: более мощный и с местами на задних сидениях. Чтобы получить планируемые 300 л.с., инженеры разработали 5-ти литровый V-образный 8-ми цилиндровый двигатель. Так как двигатель был тяжел, они также сконструировали усиленную коробку передач в блоке с задним ведущим мостом таким образом, чтобы добиться лучшего весового баланса между передней и задней частями автомобиля. К 1973 г. опытный образец был смонтирован и испытан.
В этот момент разразившаяся Арабско-израильская война создала угрозу энергетического кризиса. Большие, пожирающие бензин автомобили, перестали пользоваться спросом. Это было прямое попадание и в 928 и в Порше. Проект был немедленно заморожен и производство отложили до 1977 года.
Серийный 928,
представленный в Женеве на выставке, имел уменьшенный до 4,5 л. объём и пониженную до 240 л.с. мощность. Конечно, он было медленнее, чем первоначально запланированный, но зато заметно экономичней. Кроме нового двигателя V8, этот автомобиль был также оснащен новым изобретением - задней подвеской Weissach, которая допускала пассивное управление задними колесами. Обычные задние подвески создают расхождение при торможении, что приводит к избыточной поворачиваемости. Weissach компенсирует расхождение и, таким образом, стабилизирует управляемость. Это сделало 928 безопасным автомобилем. Стилизованное оформление 928 было также специфично. Круглые фары в рабочем положении напоминают классические “лягушачьи глаза”, но фактически они — убирающиеся. Кроме того, полностью объединенные с обтекаемым кузовом бамперы выглядели замечательно. Вы чувствуете мощность и массу при одном взгляде на 928. Однако, наиболее внушительным представляется шум двигателя. Он звучит очень глубоко, даже глубже, чем у 911. Но вы никогда не спутаете его с 911 или любым другим автомобилем. Даже когда 928-й движется медленно, шум как бы говорит вам: “У меня огромный запас, но обычно я предпочитаю быть сдержанным”. 911 будет звучать напряженно при сильном ускорении, но 928 делает это с легкостью. Он остается уверенным все время, “Моя уверенность от моего огромного крутящего момента” — сообщает он.
В 1979 г. Порше восстановил первоначально запланированную мощность в 300 л.с. и скорость 241 км/ч, увеличив объем двигателя до 4,7 литра со степенью сжатия 10:1. Новая модификация называлась 928 S. Несколько позже (в 1985 году) двигатель получил свои “четыре клапана на цилиндр” (DOHC). Передний спойлер и крошечное заднее крыло уменьшили аэродинамический коэффициент с 0,41 до 0,38.
Версия с механической коробкой передач называлась 928 GT с доведённым двигателем мощностью 330“”л.с. Этот вариант был создан для настоящего ценителя скорости (в отличии от предыдущих американизированных моделей).
928 GTS — последний Порше в тяжелом весе. Его можно охарактеризовать в нескольких словах: Масса, Мощность и Роскошь.
Когда Порше выпустил 928 GTS в 1992 г., было ясно, что это будет последний 928. Порше действительно приложил много сил, чтобы улучшить качество изготовления и обработку, надеясь, что наиболее роскошная модель в истории Порше оставит хорошую память.
Объем двигателя был увеличен до 5397 см3, с 8-ю противовесами вместо шести, чтобы увеличить плавность работы. 350 л.с. и 490 нм крутящего момента были тихи и доступны. Они позволили достичь предельной скорости в 274 км/ч.
GTS был более ровным и гибким, чем предшественник, салон получил дополнительную звукоизоляцию. Всё вместе вышло более тихим, более ровным и более легким в управлении, чем у остальных 928.
За 17 лет жизни 928 так никогда и не достиг первоначальной цели — заменить 911. Тому есть две причины: во-первых, он был слишком дорог, а во-вторых, люди любили 911 так сильно, что отказывались признавать 928 Истинным Порше. В результате, 928 был всегда самой медленно продающейся моделью. Однако, главная угроза выживанию возникла со стороны конкурентов. В 1989 году Мерседес запустил в производство превосходно спроектированный 500SL. Этот автомобиль, — почти с такой скоростью, как Порше, но более удобный и дешевый, легче перепродающийся, — был более привлекателен для богатых. С этого момента 928 вынужден был бороться за выживание. Годом позже, BMW 850i добавил неприятностей. Перспективы развития рынка 928 стали туманными. Когда производство упало до тысячи единиц в год, выпуск пришлось прекратить.